Дефляция, преследующая Китай с прошлого года, демонстрирует признаки разрастания, усугубляя перспективы второй по величине экономики мира, пишет Bloomberg.
Данные, опубликованные в понедельник, подтвердили, что, за исключением стоимости продуктов питания, рост потребительских цен в значительной части экономики почти не зафиксирован, в то время как доходы населения падают.
По данным Bloomberg Economics и аналитиков банков, включая BNP Paribas SA, дефлятор ВВП, скорее всего, продолжит падение до 2025 года. Это станет самой продолжительной серией дефляции в Китае с момента начала сбора данных в 1993 году.
«Мы определенно находимся в состоянии дефляции и, вероятно, проходим через вторую стадию», — сказал Робин Син, главный экономист по Китаю в Morgan Stanley, ссылаясь на данные о снижении заработной платы. «Опыт Японии показывает, что чем дольше затягивается дефляция, тем больше стимулов потребуется Китаю, чтобы преодолеть проблему».
Опасность для Китая заключается в том, что дефляция может разрастись снежным комом, побуждая домохозяйства, страдающие от падения зарплат, сокращать расходы или откладывать покупки. Корпоративные доходы пострадают, что приведет к сокращению инвестиций и дальнейшему снижению зарплат и увольнениям, разоряя семьи и фирмы.
В знак того, что ценовое давление становится еще более сдержанным, базовая инфляция в Китае снизилась в августе до самого низкого уровня за более чем три года.
Слабое ценовое давление проявляется в темпах роста номинального ВВП Китая, который во втором квартале увеличился всего на 4%, что значительно ниже целевого показателя реального экономического роста, составляющего около 5% в этом году.
Инфляция была слабее прогнозов в трех из последних четырех месяцев, а в августе выросла всего на 0,6%, что в основном объясняется ростом цен на продукты питания на 2,8%. Базовая инфляция в прошлом месяце выросла всего на 0,3% и уже 18-й месяц остается ниже 1%.
Тем временем цены производителей падают с конца 2022 года. Согласно официальным данным, в августе цены на сырье и отпускные цены производителей сократились второй месяц подряд, а расходы компаний, оказывающих услуги и занимающихся строительством, снижались самыми быстрыми темпами с апреля 2020 года.
При этом потребительское доверие в стране находится на рекордно низком уровне, а домохозяйства сообщают о растущем желании экономить вместо того, чтобы тратить или покупать дома.
Однако китайские чиновники по-прежнему не подают явных признаков смещения фокуса со стимулирования производства на борьбу со слабым спросом с помощью таких мер, как увеличение государственных расходов на коммунальные услуги и потребительские субсидии.