Разбираемся, что нужно сделать иностранцу, чтобы оставаться в стране больше 7 дней
Что такое миграционный учет и зачем он нужен
Миграционный учет — это широкое понятие, оно включает регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания. Но чаще всего под миграционным учетом подразумевают именно второе.
Чтобы оформить учет, нужно заполнить уведомление о прибытии и подать его в МВД. В документе нужно указать свои данные и адрес, по которому вы будете жить.
Бланк уведомления о прибытии можно взять в миграционном центре или скачать по ссылке. Подробнее о том, что делать с ним дальше, рассказали в следующем разделе статьи.
На миграционный учет должны вставать все иностранные граждане, которые приезжают в страну больше чем на 7 дней.
Если не встать на миграционный учет, это будет считаться нарушением административного кодекса: иностранца могут оштрафовать на 2 000—7 000 ₽ и выдворить из России.
Выдворение назначают не всегда — решение об этом на свое усмотрение принимает пограничная служба или суд, с февраля 2025 года такое право появится и у полиции. После выдворения вернуться в Россию нельзя в течение 5 лет.
Какие сроки постановки на миграционный учет
Уведомление о прибытии нужно подать в МВД в течение 7 рабочих дней после въезда в Россию.
Для граждан некоторых государств сроки отличаются:
- 15 календарных дней — Узбекистан и Таджикистан;
- 30 календарных дней — Армения, Казахстан и Кыргызстан;
- 90 календарных дней — Беларусь.
Стандартный срок постановки на учет рассчитывается в рабочих днях, а исключения — в календарных, с учетом выходных и праздников. То есть, если гражданин Молдовы приехал в Россию в воскресенье 1 сентября, на учет он должен встать до 10 сентября. А прибывший в этот же день гражданин Узбекистана — до 15 сентября.
Какие нужны документы для постановки на миграционный учет
На учет иностранца обычно ставит владелец помещения, в котором тот собирается жить. То есть, если вы снимаете квартиру, на учет вас будет ставить арендодатель.
Помогите ему собрать пакет документов:
- Паспорт с нотариально заверенным переводом. Закажите перевод в специализированном агентстве, которое сотрудничает с нотариусом.
- Миграционная карта. Ее выдает сотрудник пограничной службы, когда иностранец въезжает в Россию. Подробнее о том, как получить миграционную карту, рассказали в Т—Ж.
- Документ о праве собственности на помещение, в котором вы будете жить. Это может быть и жилое помещение, и нежилое, например апартаменты, — об этом расскажем дальше.
- Паспорт владельца жилья.
Подать документы можно лично в отдел по вопросам миграции МВД, через МФЦ, Госуслуги или Почтой России с описью всех вложений. Вместе с документами нужно подать заполненное уведомление о прибытии.
Когда уведомление примут, его отрывную часть возвращают владельцу квартиры. Этот документ он должен передать иностранцу.
Так выглядит отрывная часть уведомления о прибытии — ее нужно забрать у собственника помещения, в котором вы встаете на учет
В некоторых случаях уведомление может подать и сам иностранец. Например, если он регистрируется в собственном жилье или владелец квартиры не может обратиться в МВД, потому что у него проблемы со здоровьем или он живет не в России. Тогда понадобятся подтверждающие документы: нотариально заверенное согласие на проживание иностранца, больничный лист или копия удостоверения об инвалидности владельца квартиры.
В каком помещении можно встать на миграционный учет
Чаще всего иностранцы встают на учет в квартире, частном доме или апартаментах. Но если вы приехали в Россию и еще не нашли постоянное жилье, можно остановиться в отеле или хостеле — они сами подают уведомления в МВД в течение одного дня.
Иногда работодатель регистрирует иностранца в собственном помещении. Например, в рабочем вагончике, если вы живете в вахтовом поселке или трудитесь на стройке. Если у такого места нет адреса, то в уведомлении указывают адрес организации.
Если планируете переезжать в Россию с семьей, важно знать: дети до 18 лет встают на учет в том же помещении, где живет один из родителей.
Зарегистрировать несовершеннолетнего можно в жилых и нежилых помещениях, если у них есть официальный адрес. Например, можно встать на учет с ребенком в отеле, квартире или апартаментах, но нельзя — в хозяйственной постройке, даже если один из родителей в ней зарегистрирован и живет.
К жилым помещениям относятся: квартира, комната в общежитии или частный дом, если он зарегистрирован как жилой в ЕГРН. К нежилым — гостиница, хостел, санаторий, госпиталь, апартаменты, хозяйственная постройка.
Как продлить миграционный учет
После пересечения границы иностранец встает на первичный миграционный учет. С такой регистрацией сейчас можно оставаться в стране 90 дней каждые полгода. Если срок пребывания закончился, иностранец может уехать из России на 3 месяца, а потом вернуться еще на 90 дней.
Но с 1 января 2025 года правила поменяются: иностранцы из безвизовых стран смогут жить в России 90 дней в течение календарного года — с 1 января по 31 декабря.
Чтобы оставаться в России дольше, гражданам некоторых безвизовых стран нужен патент на работу. Документ действует 12 месяцев, но его можно переоформлять неограниченное количество раз. Как получить патент, подробно рассказали в другой статье.
Кому нужно получать патент для работы
Граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут работать без патента. Достаточно заключить трудовой или гражданско-правовой договор — это будет основанием продлить регистрацию на 12 месяцев.
Какие страны входят в ЕАЭС
Если вы подали заявление на получение РВП или ВНЖ, можно продлить регистрацию и оставаться в России, пока не получите документы.
Если вы уже клиент Т‑Банка, подписывайтесь на канал «Иностранцу в России» в нашем приложении — там мы в коротких постах рассказываем все, что нужно знать тем, кто приехал жить и работать в России. Например, что делать, если потерялась миграционная карта, или как оформить вид на жительство.
Если у вас еще нет нашей карты, можете оформить ее прямо на этой странице. С ней вы сможете получать кэшбэк до 30% и переводить деньги за рубеж без комиссии. На выбор — шесть вариантов дизайна карты с пейзажами родных мест.