Некоторые сборщики добавляли свои покупки к заказам клиентов. Рассказываем, как сервис доставки справился с этой проблемой
Григорий Кунис
Управляющий iGooods
iGooods — сервис по доставке с оборотом больше 2,5 млрд рублей в год
Почему клиенты выбирают нас, а не заказывают напрямую из гипермаркета
Проблема: могли отслеживать только крупные траты сотрудников, но не мелкие
Решение: вместе с Т‑Банком настроили лимиты по бизнес-картам на каждую покупку
iGooods — сервис по доставке с оборотом больше 2,5 млрд рублей в год
iGooods — сервис по доставке товаров из гипермаркетов «Глобус», «Метро», «Лента», «Ашан» и других. На осень 2024 года мы работаем в одиннадцати регионах: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Владимире, Калуге, Ростове‑на‑Дону, Рязани, Твери, Туле и Ярославле. За прошлый год оборот компании составил больше 2,5 млрд рублей.
В каждом гипермаркете, с которым мы сотрудничаем, находятся наши сборщики. Сейчас их примерно 250 человек. У каждого из них есть бизнес-карта, которой они оплачивают заказы клиента.
Почему клиенты выбирают нас, а не заказывают напрямую из гипермаркета
Мы ориентируемся на людей, которые делают плановую закупку на неделю или две. Они выбирают нас по нескольким причинам.
Сотрудник собирает заказы как для себя. Например, наш сборщик возьмет максимально свежий йогурт. В гипермаркетах же роль сборщика обычно выполняет продавец, и ему важно не только угодить клиентам, но и контролировать списания. Поэтому он не станет искать самый свежий йогурт, а добавит в заказ тот, у которого срок годности нормальный.
Заказ из разных гипермаркетов в одном месте. Если клиент захочет купить часть товара в Ашане, а часть — в Глобусе, он может собрать две корзины в одном приложении.
Полезные функции в приложении. Можно оставить комментарий к каждой позиции, посмотреть время доставки еще до оформления заказа. Также не нужно регистрироваться, чтобы оформить заказ.
Клиент может оставить комментарий к каждому товару, а не только ко всему заказу, как в гипермаркетах
Проблема: могли отслеживать только крупные траты сотрудников, но не мелкие
Раньше у сборщиков были бизнес-карты другого банка. Бывали случаи, когда сотрудник добавлял к заказу клиента продукты для себя и оплачивал это картой компании.
Как сотрудникам удавалось мошенничать. Сборщик принимает заказ от клиента и собирает товары по списку. Перед тем как пойти на кассу, сканирует все позиции портативным сканером. Так информация о товарах попадает в приложение и клиент видит, что собрано, в каком количестве, есть ли замены. Тут все в порядке.
Затем сборщик идет пробивать заказ на кассу гипермаркета. Тут‑то сотрудник и может добавить что‑то для себя, например батончик для перекуса. А потом оплатить корпоративной картой весь заказ, включая перекус.
Почему у компании не получалось отследить мелкие мошенничества сотрудников. Бухгалтер анализировал расхождения между ценой заказа и суммой в чеке. Так можно легко заметить крупные траты. Например, если сборщик добавил к заказу клиента на 2 000 ₽ свою покупку на 1 000 ₽. Но так явно никто мошенничать не рисковал.
Когда расхождения небольшие, трудно понять, добавил сотрудник лишнюю позицию для себя или разница связана с погрешностями при сборке заказа. Стоимость заказа в приложении часто отличается от итоговой. Например, клиент заказал связку бананов, в приложении она указана как 1 кг, а на самом деле оказалась 1,2 кг. Такое бывает часто.
Можно было бы отследить мелкие траты сотрудников иначе: сравнить позиции из заказа клиента с позициями из чека. Но это физически невозможно. В день iGooods обрабатывает больше 1 500 заказов.
На мелких мошенничествах сотрудников компания теряла до 20 тысяч рублей ежедневно. За месяц собиралась приличная сумма — около 600 тысяч рублей, а за год — целых 7,2 млн. Эти потери мы не могли отследить сразу. Выявляли, только когда сверяли, сколько денег мы оставили на кассе гипермаркета и сколько заплатили нам клиенты. Такие сверки проводим нечасто.
Решение: вместе с Т‑Банком настроили лимиты по бизнес-картам на каждую покупку
Напомню, изначально у нас были бизнес-карты другого банка. На них можно было выставлять лимиты на день и на месяц. Но эти ограничения не спасали. Нам нужны были лимиты на каждую отдельную транзакцию. Тот банк не мог это сделать. На запрос отвечал, что это сложное техническое решение и, возможно, когда‑нибудь оно появится.
С Т‑Банком мы смогли настроить транзакционные лимиты на каждую покупку по бизнес-карте. Например, у одной транзакции может быть лимит 1 000 ₽, у другой — 5 800 ₽, у третьей — 500 ₽.
Вот как это работает:
- Сборщик формирует заказ, сканирует все позиции, подтверждает в приложении, что заказ собран, и запрашивает оплату.
- Банк одобряет ровно ту сумму, на которую покупатель сделал заказ. Ни рублем больше.
- Сборщик оплачивает заказ на кассе. Если сотрудник добавит к заказу что‑то для себя, сумма увеличится и оплата не пройдет.
Больше сотрудники не могут мошенничать — и компания не теряет деньги.
Бизнес-карта для всех дел от Т‑Банка
- Для любых бизнес-расходов и личных трат
- Выпуск и обслуживание — 0 ₽
- Все операции и чеки по ним — в личном кабинете, это упрощает анализ трат
Подробнее